Идейно-художественный анализ рассказа
Тамары Ломбиной "У каждого свое счастье"
Токарева Валентина Петровна
1.Знакомство с авторомТамара Николаевна Ломбина: «Будучи человеком верующим, я поняла, что "лобовым" методом говорить о духовности с детьми не получится. Сколько сможет просидеть на одном месте и послушать тебя маленький ребёнок? Три минуты. Как же рассказать ему о добре и зле, как наполнить его сердце добротой?.. Ребёнок живёт чувствами. Воспитанию чувств и служит художественная литература. Мы погружаем ребенка в такую ситуацию, чтобы он понял, что хорошо и что плохо».
Писатель, педагог Т.Н.Ломбина в своей прозе раскрывает духовные устремления людей к добру, к непримиримой борьбе со злом. Ее фантазия опирается на народные предания, раздумья, надежды и фольклор. Произведения писательницы насыщены самобытными характерами, лёгким юмором, сочным языком.
В своих произведениях о детях Тамару Ломбину волнует прежде всего нравственный климат в формировании личности ребенка, подростка.
Писатель огромную роль в воспитании маленьких читателей отводит и сказке. «Сказка – вот то лекарство, которое врачует душу. Мир сказки похож на внутренний мир малыша. В ней ребенок учится отличать хорошее от плохого, всегда сопереживает героям, помогает им в трудных ситуациях».
Т.Н.Ломбина закончила филологический факультет Актюбинского педагогического института в Казахстане, а затем библиотечный факультет Ленинградского института культуры.
После окончания последнего устроилась старшим библиотекарем в библиотеку им. Салтыкова-Щедрина – настоящий рай для писателя – в Ленинграде.
В 1977 году переехала в Сыктывкар, где в то время открылся университет и куда первый ректор постарался собрать лучших преподавателей – в основном выпускников ленинградских вузов. Так, променяв Васильевский остров на романтику лютых морозов, Тамара Ломбина оказалась на Севере, где больше 15 лет проработала сначала преподавателем русской литературы, а затем деканом подготовительного факультета в Сыктывкарском университете.
Началом настоящей ее писательской карьеры можно считать 1993 год. Неопубликованная рукопись повести «Берестяная шкатулка с северным сиянием» стала для ее автора входным билетом в Союз писателей России, хотя в творческий союз по уставу принимаются только те писатели, которые уже издали хотя бы одну собственную книгу.
В 1994 году были опубликованы первые книги: «Берестяная шкатулка с северным сиянием» и «Сказки прадеда Кондрата».
Книги и многочисленные публикации в сборниках и журналах, таких как «Мурзилка», «Детская литература», «Костер», «Север», «Нижний Новгород», «Мир женщины», «Наш современник», «Роман-журнал XXI век», «Дружба народов», «АРТ» и других, сделали писательницу известной в России.
В 1994 году Тамара Ломбина становится заведующей лабораторией «Развития творческого мышления» в Республиканском центре дополнительного образования, а затем, с 2003 года – зав.лабораторией «Одаренные дети» Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров.
В течение последних 15 лет продолжалась работа над авторской программой «Читайка». Сейчас уже опубликованы два монументальных учебных пособия для детей: «Читайка» и «Грамотейка».
Первая часть программы – книга «Читайка» – вышла в московском издательстве «РИПОЛ классик» в 1999 году и сразу же была сметена с книжных прилавков. Уникальное пособие заинтересованные пользователи даже заказывали через американские и израильские интернет-магазины.
В 2000 году, в ходе конкурса, организованного институтом «Открытое общество», независимые эксперты назвали эту книгу лучшей образовательной детской книгой России. «Читайка» была включена в мегапроект «Пушкинская библиотека» и распространялась по библиотекам России, стран СНГ, Балтии и Восточной Европы. Книга обучает ребенка грамоте, развивает логику, любознательность и образное мышление, тем самым помогая подготовить его к школе.
Второй частью авторской программы Ломбиной является книга «Грамотейка», которая вышла в 2007 году в издательстве «Ясная поляна».
Всего в настоящее время у Тамары Ломбиной опубликовано двенадцать книг.
Т.Ломбина не поучает взрослых, понимая, что жизнь сложна и что никто не имеет права судить ближнего. Ребёнок в рассказах Тамары Ломбиной – как и взрослый: в его душе, наряду с открытостью и добротой, живут трусость и хитрость. Главное – не то, насколько ребёнок соответствует представлениям взрослых о «правильном», а то, как герой изживает в себе грех, как порой мучительно в нём вызревает личность.
2. Художественный образ.
Тема, идея произведения
В рассказе «Укаждого свое счастье» Т.Н.Ломбина ставит важную и актуальную проблему влияния взрослых людей на формирование личности ребенка. Писательница рассказывает о мальчике, который мечтал о велосипеде, красном, с блестящим рулем и заливистым звонком. Но впоследствии оказалось, что он ему был совсем не нужен. Благодаря своему дяде Ивану мальчик понял, что лишь общение с природой может помочь ему стать счастливым.
Автор текста утверждает, что очень важно, чтобы в жизни ребенка рядом с ним были люди, способные понять его переживания. Именно таким человеком оказался для героя текста его дядя Иван. Он смог отвлечь мальчика от мыслей о материальных ценностях и открыл для него удивительный мир природы, который обогащает человека духовно.
Трудно не согласиться с автором текста. Любой ребенок в сложные моменты своей жизни нуждается в помощи и поддержке. Поэтому взрослые должны помогать детям преодолевать трудности, возникающие на их жизненном пути. Взрослые всегда влияют на детей, на их поступки и характер. Именно они прививают им духовные ценности и показывают образцы поведения. Поэтому очень важно, чтобы взрослые ответственно относились к своим словам и действиям, помогали детям и учили их важным нравственным истинам.
3. Конфликт
У каждого человека понятие счастья свое. Что делает человека счастливым? Каковы они признаки счастья? Всяк по-своему определяет для себя эту меру жизни. С годами она непременно меняется, ещё чаще у тех, кто видит своё счастье лишь в материальном благополучии, ибо есть возможность позволить себе любимому всё что пожелаешь.
Для Федьки из рассказа «Что такое счастье» Т.Ломбиной счастье в МЕЧТЕ о велосипеде. Но эта мечта для маленького мальчика разрушается, когда он видит такой же «вымечтанный им велосипед» у своего соседа. И он плачет. Потому что такого у него никогда не будет, родители ему никогда не смогут купить такой велосипед, да и просить он не будет, понимая, что нет денег.
Но в конце рассказа Федька уже смеется над своей мечтой. Оказывается, что он ему совсем не нужен. Так как в его жизни появляется и Огнивко, самый красивый жеребенок в округе. Ночное, с озером и ухой, бескрайнее небо над головой со звездами. И его детской впечатлительной душе становится тепло, надежно и хорошо. Он, засыпая на природе, счастлив. Писатель, как бы говорит маленькому ребенку, еще не осознавшему это, что только в единении с природой ты ощущаешь себя по настоящему счастливым и свободным из-за бескрайности щедрот её.
4. Композиция. Сюжет.
Основные элементы сюжета
Экспозиция:
Автор знакомит нас с маленьким мальчиком Федькой и с его мечтой о велосипеде «красным, с блестящим рулем и звонком».
Но этой мечте не суждено сбыться, так как соседскому мальчишке Ваське купили такой же «вымечтаный» Федькой велосипед. Он постоянно ездит мимо Федькиного двора. Наш герой очень переживает, плачет, но у родителей не просит, так как знает, что денег у них на велосипед нет и не будет.
Завязка действия:
Но автор не оставляет маленького мальчика наедине со своими переживаниями.
Появляется новый колоритный персонаж – дядька Иван. Мы узнает об этом «непутевом», как его звали родственники, человеке и о его чувствительной. доброй душе. Он увидел, что у Федьки какие-то неприятности.
Развитие действия:
«Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька.» И тут дядька Иван понял переживания и неприятности Федьки и чтобы отвлечь его от них, предлагает пойти с ним в ночное. Игривый диалог с дядькой Иваном, его приезд вечером с жеребенком Огнивко позволяет Федьке отвлечься от своих мыслей про велосипед. «Под завистливые взгляды мальчишек они проехали всё село, а потом катались по лугу сквозь облака».
Кульминация:
А игра с жеребенком на озере, сказочное затуманенное поле и Федька забывает о своих переживаниях и своей мечте о велосипеде. «Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. А потом прямо на конях они въехали в тёплую, как парное молоко, реку. Огнивко оказался таким смышлёным, они так здорово с ним играли в воде!»
Развязка:
Федька счастлив! Благодаря своему дяде Ивану мальчик понял, что общение с природой может помочь ему стать счастливым! Для него открылся удивительный мир природы!
«Федька лёг на спину и… зажмурился – небо во все звёзды смотрело на него. От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья. Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звёздами, вымечтанный велосипед. Федька обнял Огнивко и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звёздам. Он впервые понял, что такое счастье».
5. Жанр. Стиль. Язык литературного произведения
Рассказ Тамары Ломбиной – это рассказ-раздумье, рассказ-надежда о духовном устремлении человека к добру: «Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звёздам.»
В этом произведении мы встречаемся в самобытными характерами персонажей, легким юмором, сочным языком. – «Федул, что губы надул? – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя. – Кафтан прожёг?»
ДЕЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
рассказа
Тамары Ломбиной «У каждого свое счастье»
Событие | Текст автора | Исполнительская задача |
Экспозиция |
Федька давно мечтал о велосипеде. Он ему даже снился: красный, с блестящим рулём и звонком. Едешь, а счётчик – щёлк, щёлк! – считает, сколько ты километров накрутил. А вчера он просто глазам не поверил: сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед. Именно такой, о котором Федька мечтал! Уж был бы хоть другого цвета, что ли… Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты. К маме приставать с расспросами, мол, когда ему тоже купят велик, не стал – знает, что нет денег у родителей. |
Предвкушать исполнение мечты Обмануться в своих ожиданиях Испытать разочарование |
Завязка действия | Вот и сейчас мимо его двора промчался Васька… Федька поливал лунки с огурцами и тихонько глотал слёзы. Как всегда, вовремя, во двор с шумом, смехом и таким родным покашливанием ворвался дядька Иван. Непутёвый, так звали его родственники. Он закончил какой-то очень умный институт и приехал в родное село. Здесь для его головы работы нет и не будет, да дядька и не хотел другой работы, он устроился пасти коней у Авдеевых. Удивительно, как ему удаётся всегда понять, что у Федьки неприятности. – Федул, что губы надул? – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя. – Кафтан прожёг? |
Испытать чувство зависти Приободрить |
Развитие действия | Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька. Дядя Иван понимающе посмотрел на Федьку. – А пойдём сегодня со мной в ночное? – неожиданно предложил он. – Можно? А мама пустит? – Да уж вдвоём уговорим, – заверил неунывающий дядька. Какой всё-таки замечательный этот дядька Иван! Вечером он приехал на белом Орлике, а рядом с Орликом бежал Огнивко – молодой рыжий конь с тонкими ногами, с огненной гривой, огромными и хитрыми глазами. Федька сам не помнит, как сел на Огнивка. Под завистливые взгляды мальчишек они проехали всё село, а потом катались по лугу сквозь облака. |
Вникнуть Послужить поддержкой Впечатлить |
Кульминация | Да-да, дядя Иван сказал, что в их Серебряный Лог на ночь спускаются, чтобы переспать до утра, облака. Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. А потом прямо на конях они въехали в тёплую, как парное молоко, реку. Огнивко оказался таким смышлёным, они так здорово с ним играли в воде! Федька прятался за других коней, а он находил его и мягкими губами умудрялся схватить за ухо… | Заворожить |
Развязка | Федька лёг на спину и… зажмурился – небо во все звёзды смотрело на него. От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья. Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звёздами, вымечтанный велосипед. Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звёздам. Он впервые понял, что такое счастье. |
Обрадоваться Вкусить блаженство |